Ашик Виктор Владимирович

Виктор Владимирович Ашик (1905—1985) — инженер-конструктор, кораблестроитель, главный конструктор линейных кораблей проекта 24, главный инженер ЦКБ-17 (ныне ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро»), один из первых разработчиков отечественных корабельных авианосцев, доктор технических наук, профессор, дважды лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, коллекционер, нумизмат.

Родился в 1905 году в семье статского советника Владимира Антоновича (1843—1917) и его жены Раисы Александровны (1869—1936). Отец Виктора работал инженером путей сообщения, был историком и библиофилом, коллекционером, нумизматом, членом Императорского Русского военно-исторического общества и Общества ревнителей истории, автором «Французского-русского технического словаря…». Дед Виктора Ашик, Антон Бальтазарович (1801—1854) был надворным советником, занимался археологией, историей, являлся директором Керченского музея, писателем, автором классического труда «Боспорское царство с его палеографическими и надгробными памятниками, расписными вазами, планами, картами и видами». Первые представители семьи Ашиков появились в России в начале XIX века, когда купец Балтазар Ашик с семьёй поселился в 1812 году в Одессе.

В 1923 году поступил на кораблестроительное отделение Петроградского политехнического института имени М. И. Калинина и параллельно работал чертёжником на Балтийском заводе. В конце 1920-х годов в институте работал студенческий научный коллектив, выпускавший журнал «Кораблестроитель», участником журнала был будущий профессор В. В. Ашик.

В 1930 году, после окончания института, продолжил работать на Балтийском заводе конструктором, затем заведующим секцией, начальником корпусного отдела. Принимал участие в проектировании и строительстве пассажирских судов типа «Грузия», линейных ледоколов типа «Иосиф Сталин», обеспечении ремонта старых ледоколов, а также в разработке проектов модернизации линкоров типа «Марат» («Петропавловск»).

С 1936 года работал в ЦКБ-4, участвовал в разработке линейного корабля проекта 23 типа «Советский Союз», был фактически заместителем главного конструктора Б. Г. Чиликина. С 1942 года являлся главным конструктором линейного корабля проекта 24, модификации линейного корабля проекта 23, в том же году ему была присуждена Сталинская премия первой степени в размере 150 тысяч рублей.

В 1943 году Ашик был назначен главным инженером ленинградского ЦКБ-17. По указанию Наркома ВМФ СССР Н. Г. Кузнецова в ЦКБ-17 под руководством В. В. Ашика велась разработка авианосцев по двум направлениям: проектировались большой авианосец с двухъярусным ангаром на 62 самолёта (проект 72) и малый, с одноярусным на 32 самолёта (проект 71). Палубный истребитель планировалось заменить корабельной модификацией известного истребителя Як-9К, ОКБ Туполева должно было разработать корабельные торпедоносцы ПТ-М71. Основным способом взлёта самолётов с авианосцев был свободный разбег по полётной палубе, использование катапульт предусматривалось лишь при максимальной взлётной массе и неблагоприятных метеоусловиях. В послевоенный период, на основании выводов комиссии Главный морской штаб при разработке предложений по перспективному плану послевоенного развития ВМФ предусматривал строительство девяти больших авианосцев по проекту разрабатываемого под руководством Ашика (шесть для Тихоокеанского и три для Северного флотов) и шести малых для Северного флота. Однако, данные авианосцы остались только в проектах и построены не были.

В конце 1947 года в ЦКБ-17 под руководством В В. Ашика были выполнены проектные разработки по размещению самолётов-снарядов на тяжёлых крейсерах проекта 82 (строящийся «Сталинград», был заложен 31 декабря 1951 года на заводе № 444 (город Николаев). 18 апреля 1953 года строительство прекращено) и проекта 83 (купленный у Германии недостроенный «Лютцов», достройка закончена не была, в 1958 году корабль был исключён из списков ВМФ), лёгком крейсере проекта 68-бис (строящийся «Свердлов»), а также на специально разработанном ракетоносце проекта Ф-25.

В 1951 году во второй раз стал лауреатом Сталинской премии.

В 1951—1955 годы Ашик одновременно с выполнением обязанностей главного инженера ЦКБ-17 являлся заместителем главного конструктора лёгкого крейсера проекта 68-бис, а в последующие годы — главным конструктором ряда проектов перевооружения этих кораблей ракетным оружием и проектов первых судов плавучего измерительного комплекса.

Постановлением правительства от 25 июля 1959 года были определены основные элементы корабля ПВО проекта 1126 и его вооружение, основой которого должен был стать зенитный ракетный комплекс большой дальности М-31. Стандартное водоизмещение корабля ограничивалось 10000 тоннами. Скорость 33-34 узла, дальность плавания 24-узловым ходом 5000 миль. Работа была поручена ЦКБ-17. Возглавил работу вначале главный конструктор В. В. Ашик, с 1960 года его заместитель П. П. Милованов.

В 1958 году Ашик перешёл на преподавательскую работу в Ленинградский кораблестроительный институт профессором кафедры проектирования судов. Защитил докторскую диссертацию. В 1976 году ему было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

Скончался 3 сентября 1985 года в Ленинграде. Похоронен на Малоохтинском кладбище.

Награды и премии

орден Ленина
два ордена Трудового Красного Знамени
два ордена Отечественной войны I степени
орден Знак Почёта
Сталинская премия первой степени (1942) — за разработку проекта боевых кораблей (модификация линейного корабля проекта 23)
Сталинская премия первой степени (1951) — за работу в области судостроения.

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1976)