Бубнов Иван Григорьевич

Родился 6 (18) января 1872 года в Нижнем Новгороде в купеческой семье. В 1887 году окончил Нижегородское Владимирское реальное училище и поступил в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте, которое окончил в 1891 году с занесением его имени на мраморную доску.

В 1891—1893 годах служил младшим судостроителем на Новом Адмиралтействе, участвовал в постройке эскадренного броненосца «Полтава».

В 1894 году поступил в Николаевскую морскую академию и вновь его имя было занесено на мраморную доску при окончании им в 1896 году кораблестроительного отдела академии. Во время обучения в академии он создал первый отечественный прибор для измерения деформаций и на крейсере «Россия» исследовал динамику спуска корабля на воду. Также им был выполнен конкурсный проект океанского быстроходного крейсера, получивший первую премию в 1895 году. По предложению педагога академии А. Н. Крылова он был оставлен в академии штатным преподавателем. Одновременно, слушал лекции по математике, аналитической механике и теории вероятностей в Петербургском университете.

В 1900 году Бубнову было поручено проектирование крейсера-яхты «Алмаз», успешное испытание которого состоялось в 1903 году. Этот корабль принял участие в Цусимском сражении и единственный смог прорваться во Владивосток.

В 1900 году Бубнов возглавил Комиссию по разработке проекта первой российской подводной лодки с двигателями внутреннего сгорания — «Дельфин» (в состав комиссии входили также И. С. Горюнов, М. И. Беклемишев). К весне 1901 года проект был готов и Бубнов был назначен её строителем, руководил испытаниями и сдачей. В 1903 году лодка прошла испытания на Неве.

С 1903 года по 1908 год И. Г. Бубнов — начальник кораблестроительной чертёжной Морского технического комитета (МТК), где были разработаны проекты подводных лодок «Касатка», «Минога», «Акула», типов «Барс», «Морж» («Нерпа»). По его проектам было построено 32 субмарины.

Как писал И. Г. Бубнов в 1917 году, с конца 1909 года он решил уйти с Балтийского завода; «…только уговоры начальника завода и просьбы моих сотрудников, доказывавших, что мой уход может разрушить с таким трудом созданное дело, заставили меня временно остаться. Но всё же с этого времени (с конца 1909 г.) я перестал быть строителем лодок, и стал лишь консультантом Балтийского завода». В 1908 году И. Г. Бубнов был назначен старшим помощником заведующего Опытовым бассейном в Петербурге; заведующим в том же году стал его учитель А. Н. Крылов. В 1913 году Бубнов осуществил полную модернизацию оборудования бассейна. С этого года начала функционировать вторая - динамометрическая тележка с электродвижением, спроектированная им.

С 1904 года он также был преподавателем в Петербургском политехническом институте. С 1909 года — профессор. С 1910 года — преподаватель в Морской академии; одновременно преподавал в Морском корпусе.
В 1907 году был зачислен в списки офицеров подводного плавания.
К 1917 году И. Г. Бубнов закончил проект нового института, который должен был размещаться на территории Марсового поля.
С 1912 года — генерал-майор корпуса корабельных инженеров.
В 1910—1912 гг. и 1914—1916 гг. — консультант Балтийского завода с перерывами и с 1912—1917 гг. судостроительного общества «Ноблесснер» в Ревеле. Был членом центрального совета экспертов, возглавлявшегося К. П. Боклевским, руководил на Балтийском заводе переделкой лёгких крейсеров в нефтеналивные суда[источник не указан 1106 дней], разрабатывал программу для речного флота.

Впервые создал методы расчёта пластин, работающих в составе корпуса судна («Напряжения в обшивке судов от давления воды», 1902). Математически объяснил вопросы местной и общей прочности судов в последующих работах.
Его теоретические работы использовались при проектировании линейных кораблей и подводных лодок в 1908—1910 годах, частично используются и поныне.
Бубнов руководил разработкой на Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге проекта линкоров типа «Севастополь» - первых дредноутов России (заложены в июне 1909, спущены на воду в июне-сентябре 1911, введены в строй в ноябре-декабре 1914 года), участвовавшие в первой и второй мировой войне, обороне Ленинграда. Остальные линкоры, построенные в России, также проектировались и строились на основе этого типа.

В 1914 году под руководством Бубнова в ГУК (Главном Управлении Кораблестроения) был разработан проект более мощного дредноута с исключительными для своего времени боевыми качествами (реализован этот проект не был).

Умер в 1919 году от тифа. С. А. Базилевский отмечал, что «После смерти И. Г. Бубнова не осталось ни его учеников, в этой специфической области, ни теоретических работ, методик, расчётов или объяснительных записок. Только готовые корабли и их чертежи...». Похоронен И. Г. Бубнов на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Награждён орденами Святого Владимира 3-й и 4-й степени, Святой Анны 2-й степени.

Его именем названы танкер (1975) и контейнеровоз (1985).
В центре Нижнего Новгорода на бывшем здании реального училища, которое он закончил в 1887 году, установлена мемориальная доска.
В 2001 году на доме по адресу улица Марата, 90 установлена мемориальная доска (авторы И. Д. Спасский, В. П. Семенов, художник В. П. Алексеев) с текстом: «Бубнов Иван Григорьевич главный конструктор ПЛ ВМФ России, основал в 1901 г. конструкторское бюро (ныне ЦКБ МТ „Рубин“) заслуженный профессор, генерал-майор корпуса корабельных инженеров».